городской округ г. Бор

Ты живешь на одном, ну а я на другом,
На высоком берегу на крутом…

Месторасположение: левый берег Волги, напротив Нижнего Новгорода.

Административный центр: город Бор.

История этих мест в какой-то степени была определена соседством с Нижним Новгородом: два города стоят напротив друг друга, а между ними – река Волга. Видимо, поэтому события, происходившие в Нижнем Новгороде, находили свои отголоски на Бору.

По берегам реки Везлома обитали финно-угорские племена, о чем напоминает название самой реки «Везлома»: «ведь» - вода, «лом» - озеро. Упоминается среди коренного населения исчезнувшее племя мещера. Скорее всего славянами этот край стал заселяться одновременно и основанием Нижнего Новгорода, но некоторые считают, что здесь уже в XIIв. жили переселенцы из Суздаля, которые в поисках лучшей доли бежали с родных мест. Вот так постепенно из нескольких слободок к XIV в сложилось село Бор, и началась история, неразрывно связанная с историей своего соседа и с темой дороги, причем дороги не только сухопутной, но и по воде.

Что интересно, этот фактор до сих пор продолжает играть главную роль в жизни города. Одним из главных промыслов села был металлический – производства якорей, цепей, гвоздей. Позднее это занятия местных жителей переросло в целое производство: в конце XIX в – начале XX в. здесь появляется несколько заводов (чугуно-медно-литейный, кузнечно-механический и др.). Самым известным оказался завод «Нижегородский теплоход», который одним из самых первых в России приступил к выпуску теплоходов. И опять связь с Нижним Новгородом: основателем был известный нижегородский купец старообрядец Д.В.Сироткин. И завод этот продолжает работать в наши дни

Другим не менее интересным промыслом, и тоже, кстати, связанным с дорогой, было валяние обуви. На Бору располагались кустарные мастерские, и что интересно, этот промысел не исчез, а продолжается и сейчас, но уже на производственном уровне: в поселке Неклюдово работает Войлочная фабрика, которая, кроме валенной обуви, изготавливает предметы для отдыха в бане (шапочки, коврики, тапочки и т.д.). Сейчас «производственная история» города успешно продолжается: кроме вышеназванных предприятий, в 1934 г. появился известный на всю страну стеклогигант «Борский стекольный завод», который выпускал крупноразмерное стекло и триплекс и сейчас не прекращает своей работы

Но была у Бора и другая слава… С одной стороны. Стоит на дороге, по которой следовали купеческие караваны в Нижний Новгород – у всех на виду, а с другой, из-за реки, разделявшей города, из-за обилия лесов, в его окрестностях легко можно было укрыться. Вот и прятались в нем и беглые крестьяне, и участники крестьянских войн, разбойники, так что слава у этих мест была не очень хорошая. Но впоследствии, это сыграло хорошую роль для старообрядцев: именно здесь они скрывались от государева всевидящего ока.

Близость к реке во все времена благоприятствовала благосостоянию местного населения: исстари часть населения Бора и его окрестностей занималась перевозом. Во все времена Борский перевоз выполнял роль «главных ворот» Нижнего Новгорода в Заволжье и обратно. Когда знаменитая Ярмарка проводилась в Макарьеве, многие купцы с верховьев Волги, Оки, проходили через Бор. Но особенно возросла роль переправы в связи с переносом Макарьевской Ярмарки к Нижнему Новгороду. До сих пор паромная переправа существует, но к этому старинному виду транспорта в наши дни добавился и весьма экзотический – Канатная дорога, благодаря которой теперь можно добраться из одного город в другой по воздуху.

В самом городе, несмотря на его яркое современное значение, сохранились удивительные памятники старины. Правда, чтобы разглядеть один из них нужно будет приложить усилие: пожарную каланчу «спрятали» в современные постройки. А вот белокаменный храм Успения Богородицы XIX в. стоит практически на дороге у каждого, кто едет через Бор. Другая церковь, во имя Сергия Радонежского (1757 г.) - чуть в стороне. Есть в городе и старообрядческая церковь, освященная в 2013 г. во имя святителя Тихона Амафусийского Чудотворца. Гражданские постройки в основном представлены купеческими особняками второй половины XIX в. Дома Шерстнева и Московцева в чем-то схожи: оба каменные, добротные, с торговыми помещениями (лавками). А вот особняк Старова выделяется пристрастием хозяина к дереву. Сейчас в этом доме располагается Краеведческий музей. Казалось, бы там ждет экспозиция, организованная по общепринятой музейной схеме, т.е. от неолита до XXв. Но одна ее часть посвящена Горькому и Шаляпину, которые, наверняка вспоминали эти места спустя многие, многие годы.

Помимо удачного для промышленности расположения, Бор и его окрестности обладают прекрасным природным окружением: сосновые леса, Моховые горы, откуда открывается вид на Волгу, река Везлома и река Волга. Красоту этих мест ценили уже в начале XX в, тогда здесь появился, по воспоминаниям Е.П. Пешковой, настоящий интеллигентный поселок (нижегородское «Переделкино начала XX в.»). Среди дач нижегородской интеллигенции самой известной, наверное, была дача архитектора П.П. Малиновского, потому что сюда в 1901 г. он пригласил своих друзей Ф.И. Шаляпина и А.М. Горького. Вообще этот период был особенным в их дружбе: оба стали известными, почувствовали силу своего таланта, и одновременно искренне восторгались творчеством друг друга, оба молодые отцы семейства, и вместе с тем, дурачились как дети – это было временем их упоения жизнью. Особенно ярко говорят об этом фотографии, и это же чувство выразил в своей работе скульптор А.Горшков. В 2012 г на Моховых горах на месте бывшей дачи Малиновских был установлен памятник Горькому и Шаляпину: так и стоят они вдвоем, взгляд устремлен в прекрасную даль, а может, и в будущее, где суждено им будет расстаться после революции навсегда.

Памятник стоит чуть в стороне от дороги, по которой, если двигаться дальше, можно приехать в село Рожново, где сохранилась удивительный храмовый ансамбль: церковь во имя Пророка Илии начала XVII в. (характерная для того времени пятикупольная система храма, шатровая колокольня, балахнинские изразцы). И более поздняя (XIX- XXвв.) церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, выполненная в псевдорусском стиле. Несмотря на разновременные постройки, всех их объединяют древнерусские традиции. Здесь вспоминаются пушкинские строки: «и за белыми стенами блещут маковки церквей». И внутри эта тема Древней Руси продолжается в живописных сюжетах фресок, исполненных по мотивам творчества В.М. Васнецова.

Неподалеку от села находится Богородицкий скит Благовещенского монастыря, здесь проходят лечение люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью. Здесь находится список с иконы Божией Матери Неупиваемая чаша.

Борские окрестности позволяют познакомиться с большим количеством памятников русской православной культуры. Но есть места, которые рассказывают об истории православия в России: это старообрядческие храмы и скиты. В XVII в. произошло страшное событие в истории церкви – Раскол. Начиная с этого века, старообрядцы, или раскольники, неоднократно подвергались гонениям. Но за это время преследований формировался их характер, отличительными чертами которого стали стойкость, внутренняя сила и сильная взаимовыручка. Итогом этого стало то, что к середине XIX – началу XX вв. старообрядцы стали одними из самых богатых и влиятельных людей в России. Нижегородский край – место особенное: с самого начала раскола стало одним из важнейших центров русского старообрядчества. К началу XX в. в губернии проживало 120 тыс. старообрядцев тринадцати различных согласий. Сейчас на территории Нижегородской области сохранились уникальные памятники великому терпению и силе этих людей. Около деревни Филипповское стоит Малиновский скит («скит», применимо к старообрядчеству означает вместе с монастырем и поселение вокруг него). Он стал прибежищем для старообрядцев беглоповского толка. Особенную поддержку оказывал скиту Н.А.Бугров. В 1911 г. было завершено строительство каменной из красного кирпича церкви по проекту архитектора А.М. Вешнякова. а деньги на строительство дал Н.А. Бугров. Первоначально она была освящена как Князь-Владимировская (позднее была переосвящена в честь Казанской иконы Божией Матери). Богослужения возобновились в ней в 1993г. Храм – это главная, но все-таки только часть скита. Здесь сохранились еще два дома, каменный и деревянный. Каменный, предполагается, был богадельней или молитвенным домом. Второй, деревянный, был жилым отличается монументальностью, имеет строгие классические пропорции. О жизни старообрядцев напоминают и остатки каменной ограды и хозяйственных построек, и кладбищенские ворота, и сторожка, и каменная палатка. Малиновский скит практически единственный пример старообрядческой обители, сохранившейся на территории Нижегородской области. И то, что скит выдержал все многовековые испытания, подтверждает действующий храм во имя Казанской Божией Матери, который не случайно выполнен по типу «корабль»: спасает от житейских бурь и несчастий. В самом селе Филипповском сохранилось здание богадельни для старообрядцев (архитектор Н.А. Фрелих), оно также построено, а позднее и содержалось, на средства Н.А.Бугрова, покровителя и благодетеля этих лесных жителей.

Еще один памятник старообрядческой жизни в селе Попово. Здесь остались, но в худшем состоянии, старообрядческая молельня, здание богадельни, общежития для учащихся, служебный корпус и здание бани. Но даже эти строения передают всю степень заботы и благотворительности все того же Н.А.Бугрова – построен и содержался комплекс на его средства. Массивные здания красного цвета и сейчас выглядят необычно для этого места, а тогда, в конце XIX в., давали полное представление о силе старообрядческого движения в России.

Причина, по которой старообрядцы устремлялись сюда – это глухие леса. И сейчас Борский район остается лесным краем. Что примечательно, ценится это природное богатство на государственном уровне. Здесь располагается единственный в области Государственный заповедник Керженский. Занимает территорию 46786 гектаров, охватывает левобережье среднего течения Керженца, значительную часть бассейнов рек Черной, Вишня, Пугай. Одна из основных причин, по которой именно эту территорию отдали под заповедник – наличие водно-болотных угодий международного значения (входят в состав Камско-Бакалдинской группы). Это для специалистов, а для просто любителей природы – это одно из красивейших мест области. По определению, заповедник – особенное место, где ограничено передвижение, невозможно поведение, иногда допустимое в городской жизни. Но у Заповедника «Керженский» есть Экоцентр, который расположен в поселке Рустай. В Экоцентре проводятся занятия, читаются лекции. Здесь представлены коллекции птиц и животных, вырезанных из дерева (это принципиальная позиция сотрудников), фотовыставки. Здесь же можно увидеть, как выглядят обитатели заповедника и сам заповедник в разное время года. С работниками заповедника можно пройти по экскурсионным тропам, а их сопровождение необходимо: после их рассказов посетители влюбляются во все лишайники, мхи, болота, комаров, ужей. Если повезет, можно увидеть не только хатку бобра и гнездо белки (да, белки иногда живут в гнездах), но и их обитателей. И просто, эти экскурсионные тропы проложены по самым красивым лесным местам, где неожиданно встречается озеро или болото, рябчик или глухарь, лиса или куница. Все агрессивные жители заповедника (медведь, кабан) обитают вдалеке от экскурсионных троп. Несть в заповеднике и вовсе редкий зверь – русская выхухоль, этот зверек с симпатичным носиком уже мало где обитает на территории России, а здесь они наслаждаются жизнью.

Кажется, что весь Борский район создан для наслаждения жизнью: здесь, на берегу Волги, расположен один из самых известных санаториев области – «Автомобилист», ближе к Бору – санаторий «Моховые горы», много в районе конных клубов, загородных отелей. Да и дорога на Бор может доставить наслаждение. В XXI в. Нижний Новгород и Бор соединила Канатная дорога, из кабинки которой, плавно покачиваясь, можно любоваться прекрасными видами. Этот полет над Волгой запомнится надолго, как и посещение самых ярких мест Борского района.

← Свернуть Выбор категории