Лысковский район

Местоположение: центральная часть Нижегородской области. Административный центр: город Лысково.

Особенность Лысковского района заключается в том, что он находится на обоих берегах Волги. Здесь Волга играет роль своеобразной границы, так как встречаются две природные зоны: на левом берегу Волги шумят керженские леса, представляющие собой юг таежного массива, а на правом берегу летом колосится степной ковыль. Здесь не только смешение растительности – здесь переплетаются разные события и человеческие судьбы: это и преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, и казанский хан Улу-Мухаммед, и протопоп Аввакум и патриарх Никон, и меркантильный дух Ярмарки, и начало разногласий между сторонниками и противниками церковной реформы, и семья Фоминых, благодаря которой появился музей «Сказка», ну и наконец непривычная для средней полосы птица страус.

Одна из главных достопримечательностей области расположилась на левом берегу - это Макарьевский Свято-Троицкий Желтоводский монастырь. Белокаменные постройки монастыря видны с противоположенного берега, а с воды кажется, что он на острове: настолько неожиданно он появляется и создается впечатление, что стоит он один посреди речного простора. Да, монастырь стал обителью православия в низовьях Волги с 15-ого века. Ничего не осталось от того времени, только около могил убиенных монахов можно вспомнить страшное событие 1439 г., когда казанский хан Улу-Мухаммед разорил эту обитель, но оставил в живых основателя монастыря преподобного Макария. С его именем связано особое внимание семьи Романовых к этому мест. После победы Нижегородского ополчения в 1612 г., как известно, первый царь из династии Романовых взошел на престол, а небесными покровителями Ополчения была икона Казанской Божией Матери и Макарий Желтоводский и Унженский. Кроме того, отец первого царя из рода Романовых Михаила находился в польском плену, а Макарий считался покровителем пленных. Вот по этим причинам монастырь, начиная с 17-ого века, стал находиться под патронажем царской семьи. С этим связано и каменное строительство, которое поражает своими удивительно короткими сроками: 4 храма были возведены почти за 15 лет, поэтому все выглядит как единое целое! Все эти храмы стоят: надвратный храм Михаила Архангела, Успенская церковь с трапезной и главный храм - собор во имя Святой Троицы, чьи тонкие барабаны с маковками придают собору легкость и даже изящество, и совсем небольшая церковь во имя ученика преподобного Макария - Григория Пельшемского. В Свято-Троицком соборе сохранились удивительные фрески 17 в. В 2007 г. была обретена глава преподобного Макария, сейчас она покоится в церкви Святого Макария (единственный храм построенный в 19 в). Монастырь поражает выдающимся архитектурным ансамблем, приезжают сюда многочисленные паломники со всей страны и люди, интересующиеся историей православия, и это не дань времени – это его судьба: монастырь всегда был в центре событий православной жизни Руси, потом России. В монастыре сплелись воедино настолько разные события и имена, что можно поразиться историческим капризам. В 17 в. монастырь пытались атаковать разинцы, в 17 в. бывал здесь будущий патриарх Никон (сюда он сбежал из отчего дома, где жестокая мачеха пыталась его сжить со свету), его будущий противник протопоп Аввакум также посещал эти места в поисках молитвы и уединения. Отсюда вышли архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон, митрополит Суздальский Иларион, митрополит Рязанский Иларион, епископ Павел Коломенский, протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов. Навряд ли этот временный союз подготовленных для практической деятельности и хорошо для того времени образованных людей был случайным совпадением. Здесь был духовный центр, где талантливые учителя вдохновляли своих не менее способных учеников на подвиги во имя Православной церкви. Многие из них также впоследствии оказались по разные стороны реформы, проводимой патриархом Никоном. Но монастырь не стал свидетелем их идейной борьбы - обитель стала тихой пристанью для человеческих страстей. И позднее протопоп Аввакум уже из ссылки укоряет своего противника Илариона Рязанского: «А ты кто?... Яковлевич, попенок!... недостоин век твой весь Макарьевского монастыря единой ночи…».

И тут же, около стен монастыря, в том же 17 в. стала проводиться знаменитая Макарьевская Ярмарка, одна из самых крупных в Европе, чьи традиции и популярность достались по наследству Нижегородской Ярмарке. Это торжище стало причиной появления города Макарьева, о котором напоминает церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, которая стоит около монастыря на территории поселка Макарьево (все что осталось от города). Церковь построена в 18 в. по проекту губернского архитектора Ананьина. Недалеко от храма стоит верстовой столб, который встречал многочисленных гостей, прибывавших на Ярмарку. Сейчас история города Макарьева кажется сказкой со своими героями – иноземными купцами, привозившими чудеса с разных концов света, царями и царевнами…

Сказку можно увидеть и услышать в одноименном музее, который находится недалеко от монастыря. Здесь, и правда, мир представляется нереальным: плетенный из проволоки паук, Баба-Яга, фантастические деревянные цветы, различные инсталляции из проволоки. Кроме того, на старых фотографиях можно увидеть, как выглядел город Макарьев раньше. Что удивительно, этот музей «Сказка» создан благодаря одной семье – семье Фоминых. Федор Афанасьевич был фотографом, учеником самого Карелина, его сын Борис, - художником, учившегося у знаменитого казанского живописца Фешина, а дочь Бориса, Нона, остается хранительницей этого семейного наследия.

И самый необычный сосед монастыря – это ферма «Макарьевский страус». По территории фермы, на самом деле, разгуливают экзотические птицы, здесь же можно попробовать яичницу из страусиных яиц и купить перо на шляпу. Да, посетив монастырь и его окрестности, поневоле вспомнишь слова А.С. Пушкина: «Бывают странные сближенья…».
Практически под стенами православного монастыря впадает в Волгу самая старообрядческая река – Керженец, которая известна многим по произведениям П.И. Мельникова-Печерского. Да и вокруг много мест, связанных со старообрядцами. Понятно почему они уходили сюда: лес здесь надежный, за ним легко укрыться. Когда-то дома в окрестностях в украшала деревянная глухая резьба, сейчас она является ценным экспонатом Русского музея в Санкт-Петербурге (как приятно идти по залам музея культурной столицы мира и видеть знакомые надписи «Нижегородская область, деревня Валки», например). Да, леса здесь достаточно и сейчас. Есть в районе и природные памятники международного значении – Бакалдинское болото, а также озеро Дерябино с удивительно красной водой, напоминающей по цвету кока-колу.

Насколько загадочно и малолюдно выглядит левобережная часть Лысковского района, настолько оживленно и цивилизованно живет правый берег, где находится сам районный центр - город Лысково. Разный образ жизни, разная природа у этих берегов, но участвовали порой в одних и тех же событиях. Если Макарьвский монастырьв 17 в. был в какой-то степени духовным центром, где воспитывались будущие реформаторы и противники реформы, то на правом берегу есть село Кириково, которое тоже имеет отношение к этим людям. В 1630 г. местный священник Ананий организует в Кирикове кружок церковнослужителей, который поставил перед собой задачу духовного очищения жизни. Здесь собирались и долгое время проживали в доме неординарного священника известные и выдающиеся в будущем деятели церкви и русской истории – Иван Неронов, Павел Коломенский, Аввакум Петров, сын Анания Илларион, впоследствии митрополит Суздальский, будущий патриарх Никон (в то время Никита Минов). Как считают историки, именно размышления этого старца подвигли Никона на переустройство Русской Православной церкви. Бытует даже предание, что Ананий в юности предрек Никону высокий церковный титул. За одним столом здесь сидели и вели жаркие споры выдающиеся люди, за которыми позднее пойдут миллионы людей. Только пойдут они разными дорогами: кто-то за протопопом Аввакумом, Иваном Нероновым, Павлом Коломенским, а кто-то за патриархом Никоном, Иларионом Рязанским. Но здесь, в доме священника Анания, они еще вместе думают о духовном очищении. Сейчас кажется невозможным, что эти люди могли быть когда-то вместе, настолько сильным стало их противостояние позднее. Но в Кирикове остался «живой» свидетель той эпохи – каменная Успенская церковь, построенная в 1692 г. на месте старой деревянной, где и служил Ананий. Каменная построена его сыном Иларионом, митрополитом Суздальским. Иларион был первым настоятелем Флорищевой пустыни, духовником царя Федора Алексеевича. Этот храм является замечательным образцом суздальского зодчества.

А в селе Чернуха не сохранился удивительный каменный храм во имя Воздвижения Честного Креста Господня, но в наши дни построили новый деревянный. Первый камень был заложен в 2010 г, а уже в 2011 г. состоялось торжественное открытие. Восстановилась справедливость: село стало вновь селом. Особенность Чернухи еще и в том, что на колокольню сельского храма установили 10 колоколов. Село радует своей доступностью, но не во все населенные пункты района так легко добраться. На правом берегу, недалеко от Лыскова, находится удивительное село Исады, до которого при желании можно доехать и стоит это сделать, потому что оттуда открывается необыкновенный вид. С крутого правого берега видны три реки: Волга, Сундовик, Керженец. Когда-то это было процветающее село, где построил каменные дома купец-пароходчик Сергеев, один из которых он отдал богодельне для призрения вдов и сирот (каменные строения сохранились). Но главной особенностью этого полузаброшенного села (сейчас здесь прописано 11 человек) является храм во имя Николая Чудотворца 19в., глядя на который в очередной раз поражаешься гармонии волжских крутых берегов и архитектуре православных храмов.

Гармония чувствуется везде, в районе достаточно мест, чтобы испытать чувства прекрасного. К этому чувству стремятся местные жители: молодожены обожают ездить на Мыс любви в деревню Окишино, откуда открываются все те же прекрасные виды. Можно постоять здесь, загадать желание, чтобы вернуться в эти места, где все наши проблемы кажутся мелкими и не стоящими внимания и переживаний.

Город Лысково

«Село Лысково да кто ж об нем не знает?»,
«Вот оно знаменитое Лысково!»
– впечатления путешественников.

У этого города, стоящего на правом берегу Волги, особенная судьба – стоять у всех на пути. Но если, начиная с 12 в. проходил здесь водный путь через Волгу, то в 20-21 вв. Лысково стоит на трассе федерального значения М-7 «Москва – Казань». Возможно, именно из-за этого редко какое исторические события обходило Лысково стороной. Официально датой основания принято считать 1410 г., но, считается, что в уже 12 в. здесь могла стоять полулегендарная булгарская крепость Сундовит. В 14 в., спасаясь от монголо-татар местные жители выстроили крепость на Оленьей горе. Ров и валы крепости сохранились, кое-где они изрезаны оврагами, но все равно не трудно представить насколько внушительное защитное сооружение стояло здесь раньше: общий периметр валов составляет 2044 м. До 17 в. это был один из форпостов на восточных рубежах русского государства.

Трудно сказать была ли эта крепость неприступной (у краеведов разное мнение на этот счет), но в наши дни здесь легко представить, как отважные защитники оборонялись от врага. Останавливался здесь и Иван Грозный в 1552 г. во время своего похода на Казань. Позднее, когда настали относительно мирные времена, жители переселились подальше за реку Сундовик к подножию Лысой горы.

Но свой независимый характер сохранили. Видимо, в силу этого они поддержали отряд разинцев под предводительством Максима Осипова в 1670 г.

Но одним из главных событий для Лыскова стала Макарьевская Ярмарка, проводимая около стен Макарьевского монастыря на противоположенном берегу. Нельзя сказать, что отношения всегда были гладкими, иногда в них вмешивалась финансовая ревность: много денег давала переправа через Волгу. Вот она-то и была камнем преткновения: переправу изначально держали лысковчане, но, начиная с 17-ого века (время возникновения Ярмарки) Романовы отдали ее монастырю, а также вместе с переправой одарили лесными и луговыми угодьями, дали право содержать трактир и т.п. Это и настроило лысковчан против монастыря. Было скрытое противостояние, были открытые стычки и набеги…

Начиная с конца 17 в. под стать местным жителям появляются новые хозяева у этих земель – представители царского грузинского рода. Уже в 1711г. при Арчиле Вахтанговиче, в прошлом правителе Имеретии, здесь на Красной горке был возведен Спасо-Преображенский собор. Сейчас это самое старое здание в Лыскове, единственный памятник петровского барокко, поражает стройностью пропорций и цельностью облика. Этот храм с момента своего основания стал главным хранителем святынь и усыпальницей семьи Грузинских. Покоится здесь прах и самого яркого представителя царского рода князя Георгия Александровича Грузинского, потомка грузинского царя Вахтанга VI. Называли его по-разному: «Князь Егор», «Лысковский царек», «Волжский царь». Именно он сыграл важную роль для истории и облика Лыскова.

Царская кровь всегда давала о себе знать, да и к этому краю он относился как к своему собственному государству. Построил даже роскошный дворец, что наверняка было диковинкой для села (при усадьбе был большой сад, некоторые старые деревья сохранились до наших дней). Страшный пожар уничтожил его. Но, к счастью, Грузинский построил немало в Лыскове. От его усадьбы сохранились три здания. Главное здание выполнено в стиле классицизм, и здесь располагается Расчетно-кассовый центр, в 2002 г. установили мемориальную доску в память о князе, а тот год объявили годом князя Грузинского в Лыскове, в другом доме – школа, а в последнем Центр народных ремесел и туризма «Рассвет». Как и всякий правитель, князь Грузинский думал о своих подданных. Именно ему Лысково обязано своей планировкой и великолепным ансамблем главной торговой площади, доминантой которой остается Вознесенский собор, также построенный при князе в 1838 г. Этот ансамбль один из немногих сохранившихся ансамблей в нашей области выполненный в стиле классицизм. Пятиглавый Вознесенский собор выполнен в стиле позднего классицизма, украшен величественными портиками. Какие только предположения об архитекторе не высказывались: назывались петербургские зодчие Мезенцев и Гаврилов, даже упоминался сам Огюст Монферран. На этой площади чувствуется княжеский масштаб мышления: недалеко от собора стоит еще храм поменьше – Георгиевская церковь, которая начала строиться почти одновременно с собором, а с другой стороны – здание Духовного училища, построенного в то же время. Сейчас местные жители говорят о князе с восторгом, а у его современников было неоднозначное мнение о нем: в нем сочетались самодурство с неожиданной щедростью, политическая независимость от властей с чувством глубокого патриотизма (в 1812 г. он первым высказал мысль о создании Ополчения в Нижнем Новгороде). 7 раз он избирался губернским предводителем нижегородского дворянства. Бытует мнение, что князя Заборского из рассказа «Старые годы» Мельников-Печерский писал как раз с Грузинского. Жизнь его дочери Анны Георгиевны, в замужестве Толстой, могла бы стать сюжетом для интереснейшего романа. Сама Анна Георгиевна Толстая была знакома с Н.В. Гоголем, он часто бывал у нее в московском доме, возможно, был и здесь, в Лыскове, в имении ее отца. В письме Анне Георгиевне он просит передать «глубочайший поклон князю». Кто знает, может, многочисленные махинации князя с документами на крепостных вдохновили писателя на написание «Мертвых душ». Такие разные мнения только подчеркивают неординарность этого человека, а ведь именно такие люди играют какую-то роль в истории, по крайней мере до сих пор в жизни Лыскова еще не было человека, который смог бы превзойти князя по популярности и по заслугам. Один раз в год в праздник Преображения Господня 19 августа открываются двери Никольского придела Спасо-Преображенского собора, и все желающие могут почтить память «волжского царя»: сейчас в храме размещены две надгробные гранитные плиты - князя и его сына И.Г. Грузинского.

Благодаря князю Лысковская земля получила особенное христианское благословение. В 18 в. из Грузии тайно была вывезена главная христианская святыня – крест святой Нины (равноапостольная Нина – крестительница Грузии, ей чудесным образом Богородица передала крест, сплетенный из виноградных лоз). Георгий Александрович хранил эту святыню в Спасо-Преображенском Соборе Лыскова в течение 50 лет. Затем он же передал ее Александру I, а тот в свою очередь вернул ее Грузии. Вот так Лысково стало временным местом хранения величайшей святыни Грузии. Кто знает, может, этот крест оберегал село, помогал его процветанию, а заодно и процветанию Макарьевской Ярмарки. Сейчас Крест святой Нины находится в Тбилиси, в храме Сиони, а в Георгиевской церкви города Лыскова можно увидеть икону равноапостольной Нины, а в музее – модель памятника, который планируется установить в городе.

Близость к торжищу для жителей стала определяющей: здесь стали бурно развиваться ремесла (кузнечный, меднолитейный, слесарный, гончарный, кирпичный и др). Особенную известность принесли городу наперстки, иголки, запонки, пуговицы и персидские шкатулки (особенная шкатулка с секретом и со звоном). Все эти изделия можно увидеть в местном Краеведческом музее, который расположился в особняке купца Кудрявцева. В музее также представлена коллекция самоваров, изделия лозоплетения, личные вещи князя Грузинского и т.д. Этот дом появляется в конце 19 в., когда торжище уже не проводилось около стен Макарьевского монастыря. Но Ярмарка успела задать торговый тон в жизни этого села. Сохранились интереснейшие памятники, которые отражают этот меркантильный дух: в центральной части встречаются одно-двухэтажные каменные дома на высоком цоколе с лавками на первом этаже, в основном выполненные в стиле эклектика. Встречаются целые усадьбы с лавками, вынесенными на красную линию улицы, особенно привлекательны деревянные навесы у входа в жилые дома. Не только памятники финансового благополучия сохранились в Лыскове – здесь живут традиции предпринимательства и промыслов. Среди промыслов развито лозоплетение. До сих пор здесь плетут корзинки. Также любят все местное лысковское пиво, у которого давняя история. 1860 г. – год основания Лысковского пивоваренного завода. В конце 19в. начали строить каменные корпуса, к началу 20-ого в. закончили и стоят эти строения до сих пор, радуя своим внешним видом (выполнены в духе «историзирующего» модерна с завершениями в вид кокошника и балконом). Продукция также до сих пор любима местными жителями и гостями, благодарным словом они вспоминают основателя завода А.Ф. Ермолаева. В городе есть и трактир с именем основателя «Ермолаев», где можно попробовать особенные сорта живого разливного пива (зеленое, пшеничное, темное), а рядом с фабрикой – фирменный магазин с продукцией пивзавода.

Человеческий фактор сыграл заметную роль в становлении, развитии села, а потом города, Лыскова, но и природа щедро одарила эти места своими красотами и минеральными источниками. На территории Лысковской земли даже есть Девонское море, правда, невидимое для нас, так как находится под землей на глубине несколько сот метров (самое древнее море земли, но за миллионы лет геологических преобразований водя моря ушли в недра земли). Рядом с Оленьей горой есть две скважины с соленой морской (когда-то местные жители использовали ее для засолки огурцов). Бьют около этой горы и пресные источники, вода которых способна утолить жажду в любой зной, причем вода в каждом источнике чуть отличается по вкусу: где-то сладковатая, где-то с другим привкусом, а в третьем источнике вода вообще считается целебной.

И конечно, река Волга… Если бы не она, не было бы здесь разинцев, не проводилась бы Макарьевская Ярмарка, не приехал бы сюда князь Грузинский. Вот как писал о реке один из самых неординарных поэтов 20-ого века Николай Глазков:

А на другой день вышел я на Волгу,
Почувствовал, как мне она близка,
И ощутил, что держится недолго,
Обычная вселенская тоска…

Николай Глазков родился здесь на Волге, но вырос на Арбате. А все-таки характер у него остался волжский, то есть непокорный, бунтарский: «Поэт с большой буквы. Он был до мозга костей русским мужицким интеллигентом», - так говорили о нем современники. Не случайно А. Тарковский снял его в «Андрее Рублеве» в роли летающего мужика, который пытается взлететь с колокольни, но разбивается. Кажется, что сыграл он здесь самого себя:

Меня ознобит буйный ветер,
Но докажу глупцам назло,
Как этот мир велик и светел,
Лишь стоит привязать седло.
Сейчас распутаю веревки.
И улечу отсюда вмиг,
Всем докажу свою сноровку
Я сам – летающий мужик!
Мне первому дано от Бога
Постичь небесную красу.
Пусть я один, а их так много,
Они останутся внизу.

Да, «взлететь» хотят многие, но далеко не все пытаются это сделать, а вот история Лыскова показывает, что периодически жители «взлетают» и удивляют своей самодостаточностью, оригинальностью и непокорностью!

← Свернуть Выбор категории