городской округ г. Выкса

Месторасположение: юго-запад Нижегородской области. Административный центр – город Выкса.

Основные достопримечательности района, как и достопримечательности города Выкса, появились благодаря Баташевым. Конечно, и до них существовали эти места, здесь жили люди – финоугорские племена, славяне стали заселять эти земли в XII в. Но так поучилось, что самое яркое наследие оставили нам Баташевы. Создается такое ощущение. Что они создали вокруг себя целую империю, все было подчинено их воле: появление заводов, а вместе с ними населенных пунктов, прудов, храмов. И до сих пор, кажется, эти места подчиняются их воле.

В рабочем поселке Досчатое в 1773 г. был пущен железоделательный завод. Здесь, кстати, в 1827 г. был спущен на воду один из первых пароходов, ходивших по Волге. Но еще раньше Баташевы строят здесь Охотничий домик. Этот дом И.Р. Баташев решил построить для своего больного сына в надежде вылечить его от душевного недуга. Но затем назначение его несколько изменилось: сюда выезжали развлекаться и охотиться на водоплавающую дичь, которая водилась в большом количестве в пойме реки Оки. Дом стоит как раз на краю береговой террасы Оки, издали напоминает средневековый замок. Стрельчатые и круглые окна, толстые столбы-колонны – все это рыцарская романтика. А широкий круглый балкон позволяет представить нам хозяина И.Р. Баташева, осматривающего свою империю, тем более что балкон выходит на открытое пространство. А со стороны дороги дом заметен своим большим арочным окном с дверью, оно занимает всю плоскость фасада. Да, дом казался и кажется очень неожиданным для этих мест, но это все капризы Баташевых, не случайно дом называют «Мызой»: чем-то напоминает он отдельно стоящую усадьбу в балтийских странах. В настоящее время в Охотничьем домике расположена поселковая больница. В 1801 г. в Досчатом появляется Троицкая церковь, до храма был здесь непроходимый лес, так как жителей не было. И вот в 1801 г. на горе появляется храм в византийском стиле, который был виден из города Мурома. Церковь была закрыта в 1937 г. В 1990г. в храме возобновились богослужения, прошла реставрация. В 2001 г. начала работать Воскресная школа.

Село Сноведь. Тоже завод, тоже Баташевы: село появилось благодаря им, их заводу, который, как это ни странно прекратил свою работу в 1894 г. А ведь именно этот завод специализировался на высококачественном художественном литье, на этом заводе были изготовлены скульптуры для Триумфальных арок в честь героев 1812 г. Сейчас о заводе напоминает пруд, который появился в результате перепруживания реки Сноведь и который когда-то обслуживал завод. О тех славных временах напоминает и деревянный храм Преображения Господня XIX в. Особенность и даже уникальность этого храма заключается в том, что он полностью был рубленным из дерева в стиле классицизм с элементами барокко. Сейчас он восстановлен и так же, как в XIX в. «обманывает» гостей своим внешним видом: кажется каменным, а на самом деле он деревянный.

Рабочий поселок с ласковым названием Виля находится совсем недалеко от самой Выксы, и конечно, имеет отношение к Баташевым. Здесь Баташевы строят Верхне-Железницкий завод. Вильский пруд один из 8-и прудов, устроенных братьями и 1 из 4-х, который остался. На его берегу и расположился этот поселок. Но пруд это не единственная достопримечательность. Удивляет Виля своим странным восточным строением в виде башни. В «Государственном списке памятников истории и культуры Нижегородской области» оно значится как здание аптеки при построенном в конце XVIII в. – начале XIX вв. Верхне-Железницком заводе». Но некоторые историки считают, что это здание создано в традициях ислама Сельджукской культуры, так как имеет форму восьмигранника с расширением к низу, крышу полусферу. Это, видимо, и породило предание о том, что в стенах этой башни могла жить сама Суюн-беки (Суюмбике). Женщина удивительной судьбы: неудачный первый брак с казанским ханом Джан-Али, после смерти второго мужа практически выполняла роль правительницы государства – Казанского ханства (с 1549-1551 гг.). Затем была насильно выдана замуж за касимовского правителя Шах–Али, или Шигалея, это было сделано по воле Ивана Грозного, ее же сын был оставлен при дворе Ивана Грозного и крещен как Александр. Жертва интриг, стечения обстоятельств, мать, разлученная с сыном – все эти определения можно отнести к ней. Известно, что она практически была в ссылке, когда ее муж и сын были при Иване Грозном. Общепринятое место ее ссылки – это Касимов, но некоторые считают, что вполне возможно, это могла быть и Виля, а эта сохранившаяся башня – ее мавзолеем. Напоминает все грустную сказку о царевне, но кто знает, может, и могла здесь побывать Саюмбике.

Если история о Саюмбике остается только предположением, то существование Верхне-Железницкого завода – факт неоспоримый, и этот завод, как и все остальные, еще раз подтверждает силу, деловую хватку этой семьи. О том, что это баташевские земли нам напоминает Никольская церковь, построенная в 1811 г., когда владельцем выксунских заводов стал Иван Баташев. У этого храма есть сходство в с храмами в главной резиденции Баташева - городе Выксе.

Баташевы не только положили начало металлургическому производству, они же сформировали характер этого производства в дальнейшем. В конце XIX – в начале XX вв. практически вся территория выкскунских металлургических заводов была связана сетью узкоколейной железной дороги, или, как ее ласково называют «кукушки». Имела она большое значение для производства, а позднее и для обычных пассажиров. Сейчас у «Кукушки» осталось немного маршрутов, но в Виле скоро появится Музей Узкоколейной железной дороги. Первый экспонат – тепловоз уже стоит. Будут стоять цистерна, дрезина, вагон и другие атрибуты такого необходимого в прошлом транспорта. Хотят здесь устроить «прогулочный аттракцион»: желающие смогут прокатиться по узкоколейной железной дороге на дрезине.

Так и получается, куда ни приедешь, в Выксе, в ее окрестностях, везде виден, чувствуется след семьи Баташевых. Может, создавая свою империю, они и не думали, что в XXI в. будут так часто о них вспоминать, а может, как раз именно этого они и хотели.

Город Выкса

В нашей стране встречаются места, которым, можно сказать, «повезло»: и природа замечательная, и люди интересные живут, и, вдобавок ко всему, полезные ископаемые присутствуют. Таким сказочным местом в нашей области была и остается Выкса (и это несмотря на большую удаленность от областного центра). Иногда в рождении деревни, города играет роль случай, чего нельзя сказать о Выксе. Она появилась закономерно: наличие железной руды не могло долго оставаться незамеченным. А предшествовал этому указ императрицы Елизаветы об уничтожении металлургических заводов в радиусе 200 верст от Москвы в этот радиус, входила и Тула, известная своими оружейными заводами и их владельцами — семьей Баташевых. Конечно, для семьи это было трагедией. Но вскоре, в 1757 г., к нашему счастью, семья получила некоторую компенсацию — Екатерина II разрешила братьям осваивать берега реки Оки (Большой и Малый Выксун, Березовая и Ягодная – мелкие речки в Муромских лесах) — так появилось село Выкса. Официальная дата основания Выксы — 1757 г., но настоящей датой рождения нужно считать декабрь 1766 г., когда первый завод на Выксе, Верхне-Выксунский чугунно-плавильный завод братьев Баташевых, вступил в строй.

Братья Баташевы, Иван Родионович и Андрей Родионович, построили чугунолитейный завод, который стал определять жизнь поселения, а братья стали знакомить жителей с европейской культурой. И сейчас их постройки остаются основными памятниками архитектуры и истории этого города, а завод продолжает работать (Выксунский металлургический завод - ВМЗ). Памятник братьям установили в 2002 г. на площади перед административным корпусом завода. Баташевы были людьми новыми для этих глухих мест: думали не только о производстве, но и о личном комфорте. Одновременно с возведением Верхне-Выксунского завода они начали строить для себя дом-дворец. Сейчас этот дом, строившийся в 1760-1770 гг., к нашей радости, сохранился, но в несколько измененном виде. Менялись владельцы – менялся сам дом: перестраивался, увеличивался (в 1783 г.). Сейчас во дворце, в бывшем здании конторы, в других служебных постройках располагается «Усадебно-промышленный комплекс Баташевых-Шепелевых». Часть этого комплекса занимает гостиница «Баташев», где можно насладиться комфортом европейской классики, а в ресторане попробовать блюда европейской кухни; другую часть занимает музей Истории завода, что означает музей города Выксы. Музей не просто радует, он поражает богатством экспозиции: яркие образцы чугунного литья (напольные плиты, печные заслонки, горельеф — копия «Тайной Вечери» Леонардо Да Винчи), в музее есть специальный виртуальный гид, который помогает принять участие в производственном процессе, значительная часть экспозиции музея посвящена братьям Баташевым, следующему владельцу Д.Д. Шепелеву — участнику войны 1812 г.(любопытные экспонаты рассказывают о памятных событиях Отечественной войны 1812 г.), есть и итальянские уголки в музее…

Удивительно, но Выксу, не самый близкий город к Нижнему Новгороду, можно назвать уголком Италии, потому что здесь в этой усадьбе творили представители известной итальянской семьи Скотти. Сюда были приглашены братья Скотти, Иван и Михаил. Они были уже третьим поколением итальянской семьи, связанным с России (их дед Карл Скотти приехал в Россию в 18 в.). Здесь, в Выксе, пробовал свои силы в вокале Иван Скотти, а другой брат Михаил продолжил дело деда и отца — стал заниматься живописью. В музее есть небольшая экспозиция, посвященная М.И. Скотти.

Самый романтичный уголок музея «отдан» семье Сухово-Кобылиных, самый яркий представитель которой драматург А.В. Сухово-Кобылин. Его отец, В.А. Сухово-Кобылин, был председателем Опекунского совета, то есть надзирал за заводами (В.А.Сухово-Кобылин — дальний родственник владельцев завода тех лет Шепелева). Сам драматург довольно часто приезжал в те годы к отцу в Выксу. И скорее всего здесь писал «Свадьбу Кречинского». Наверное, живописные места Выксы, приусадебный парк в какой-то степени смогли скрасить очень мрачный период в его жизни, так как в то время он находился под следствием по обвинению в жестоком убийстве в своей возлюбленной. Но здесь в этом доме и парке он, смеем предположить, смог отвлечься от ужасной российской действительности. В те времена стояло в парке роскошное каменное здание театра, где было все по-настоящему: декорации, костюмы, ложи, партер, актеры, зрители. Нет сейчас в парке театра, но можно вспомнить пьесы Сухово-Кобылина, можно посетить зал музея.

Сам дворец располагается в роскошном, по меркам маленького города, парке (к дворцу как раз ведет главная парковая аллея из лип). Этот парк необычен тем, что разбит он по английскому и французскому типу одновременно (это совершенно разные по стилю парки: английский — это повторение естественной планировки: как будто бы все выросло само собой; французский — строго заданная планировка). Парк удивительным был тогда, остается таковым и сейчас. В наши дни иное смешение стилей и времен: в парке можно увидеть скульптуры Н. Чернышевского, М. Горького, девочки-скрипачки из 30-ых годов 20века и композицию 21-ого века «Времена года» — богиня плодородия Деметра в окружении амуров, символизирующих времена года. Последняя скульптурная группа является продолжением вкусов хозяев усадьбы прошлых лет — Баташевых и Шепелевых. Кроме того, в парке не просто сохранилась старинная планировка — ему вернули прежнее значение места для активного творчества. С 2011г. в июне здесь проходит международный фестиваль новой культуры «Арт-овраг». Главная площадка фестиваля — Баташевский парк и его овраги. Приезжают художники, скульпторы, танцоры, спортсмены из Венесуэлы, Шотландии, Испании, Франции, Германии, Венгрии, Украины и др. стран. Чем так привлекает Выкса? Участникам предоставлена неограниченная возможность действий! Они вписывают свои работы (рассыпающиеся металлические башни, арки, гипсовые уши, деревянные единороги) в природное окружение, взаимодействуя с ним. (Думается, что Баташевы остались бы довольны таким использованием своего парка). Значение этого парка для жителей Выксы можно сравнить со значением Летнего сада для жителей Санкт-Петербурга: то же сочетание классики и современной жизни. Но фестиваль не ограничился парком: в эти дни приезжают в Выксу известные граффити-райтеры, они дарят городу свои творения, расписывая торцы многих зданий (естественно, это все остается потом на стенах к удовольствию местных жителей, например, в Микрорайоне Жуковский).

Не случайно именно в Выксе стал проводится такой фестиваль: «виноват» в этом известный архитектор, гений инженерной мысли В.Г. Шухов (самое известное его творение телевышка на Шаболовке в Москве). Его произведения есть и в Выксе. Это пролет листопрокатного цеха. Пролет цеха сохранился, но находится на территории завода (планируется сделать доступным осмотр шуховского шедевра). У Шухова было принято за правило лично присутствовать при строительстве своих объектов, так что можно предположить, что сам конструктор был в это время, в 1897-1898 гг., в Выксе. Другое его творение, которое сейчас принято называть «шуховская башня» — гиперболоидная конструкция, выполненная в виде стальной сетчатой оболочки, стоит также на территории завода. В очередной раз повезло Выксе: в России совсем немного мест, где стоят подобные шедевры, а в Выкса «неродное место» для башни, сюда ее привезли в 30-ые годы XX в. Шуховская башня — по мнению, иностранных специалистов, одно из высших достижений мирового искусства, входит в число 7 шедевров русского авангарда.

Что еще поражает в Выксе, так это переплетение рационального и эстетического. Еще по велению первых заводчиков, братьев Баташевых, был устроен каскад из 8 прудов, сейчас на территории Выксы сохранилось 3 – Нижний, Запасный и Верхний. И если раньше вода из этих прудов была предназначена только для удовлетворения нужд завода, то сейчас функция у этих прудов только эстетическая и развлекательная: ими любуются, на берегу отдыхают. Расположены эти живописные пруды в черте города, на берегу одного, Верхнего, и находится Усадебно-промышленный комплекс Баташевых-Шепелевых. Вот такое чувство «рациональной красоты» было присуще братьям. И тут же, на берегу Верхнего пруда стоит церковь Рождества Христова (Христорождественская церковь). Храм построен в 1773 г. архитектором Кисельниковым. И здесь чувствуется европейский вкус А.Р. Баташева: храм выполнен в стиле классицизм с элементами барокко, удачно вписан в ландшафт. Именно в этом храме покоится прах Ивана Баташева, Д. Шепелва и их потомков.

Этот храм не единственный, построенный в XVIII в. Около того же Усадебно-промышленного комплекса стоит храм во им. Иоанна Богослова (раньше церковь Рождества Богородицы), но уже построенный И.Р. Баташевым.

Время не щадило эти храмы, но сейчас они восстановлены, в них проходят службы. Восстанавливается в Выксе и один из самых крупных когда-то женских монастырей — Иверский. Поражал он когда-то масштабами своих храмов, и даже сейчас, судя по сохранившемуся основанию Троицкого собора, можно представить насколько грандиозное это было сооружение (архитектор П.А. Виноградов), его сравнивали с Храмом Христа Спасителя в Москве. Монастырь возобновлен в 1996 г., вернули потерянный чудотворный список с иконы Иверской Божией Матери, восстанавливается Успенская церковь, восстановили притвор Троицкого собора, уже стоит колокольня, на которой когда-то было 18 колоколов и часы. Можно быть уверенным, что восстановят и величественный Троицкий Собор, потому что Выкса такой город: здесь ничего не исчезает.

Да, братья Баташевы построили здесь когда-то чугунно-литейный завод – он работает, благодаря братьям появился здесь когда-то кусочек Европы — он и остался, Шухов построил пролет цеха — он стоит и мало того относится к памятникам индустриальной архитектуры, Шуховская башня — восхищает всех до сих пор. Это удачное стечение обстоятельств, заслуга ОМК (Объединенная Металлургическая Компания), заслуга местных жителей, которые не просто любуются всем, а заставляют все эти памятники «жить».

← Свернуть Выбор категории